Центр Детского Юношеского Технического Творчества
Среда, 17.04.2024, 03:02
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Прохожий | RSS

Навигация

Форма входа
Логин:
Пароль:

Календарик
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Полезные ссылки
МБОУ СОШ № 31

Главная » 2011 » Март » 28 » Городской конкурс по космонавтике
19:14
Городской конкурс по космонавтике



Центр детского (юношеского) технического творчества в марте-апреле 2011 года проводит 6 городской конкурс по космонавтике, посвященный 50-летию первого полета человека в космос.

Положение о конкурсе - http://cdutt-str.ucoz.ru/konkurs_po_kosmonavtike.doc

В этом году конкурс проходит по 3 направлениям.

"Юный конструктор"

Участниками могут стать ребята 1-4 классов. 

На конкурс предоставляются модели космической техники, изготовленные из бумаги, картона, пластика и других материалов. Можно выполнить модели спутника, ракеты, космического корабля, лунохода и т.д. Также ребята могут проявить фантазию и стать самим изобретателем и конструктором, предложить новые виды космической техники.

Викторина

Это традиционное направление. В нем могут принять участие учащиеся 5-8 классов. Ребятам предлагается 15 вопросов, на которые нужно дать правильные и полные ответы, а кое-где и проявить смекалку.  Ответы должны иметь достойное оформление.

Жюри очень ценит ваше  умение обрабатывать информацию, предоставлять непосредственно ответ на вопрос, а также  приветствует выражение собственного отношения к вопросу или собственных взглядов на проблему.

Вопросы викторины:

1. Какая дата стала началом космической эры человечества?

2. Назовите  первую  профессию  Ю.А.Гагарина?

3. Какой город России, по словам Ю.А.Гагарина, «дал ему путевку в небо», почему?

4. Какой позывной имел Ю.А.Гагарин  во время первого космического полета?

5. Как известно, во время полета на Ю.А. Гагарине были оранжевый скафандр, белый шлем и такие же белые шнурованные сапоги на толстой подошве. Зачем  была нужна толстая подошва, ведь космонавт не собирался лететь на Луну и высаживаться там?

6. Известно, что Гагарин, обернувшись вокруг Земли по рекордно - высокой орбите за всю историю полетов в космос, чуть не погиб, возвращаясь на Землю. Какая нештатная ситуация произошла на корабле?

7. Во время первого полета Ю.А.Гагарин приземлился не там, где было запланировано. Укажите причину и место, где была произведена посадка.

8. Кто из создателей космического корабля «Восток – 1» сам вскоре полетел в космос? 

9. На картине « В полете «Восход-2» изображен космический корабль, готовый к выполнению сложной задачи: к первому выходу человека в открытый космос. Кто автор этой картины?

10. Назовите русского изобретателя, чью идею воплотили американцы, посадив на Луну свой модуль.

11. Назовите летчика – космонавта, возглавлявшего советский экипаж корабля «Союз-19», принимавшего участие в совместном полете с американским кораблем по программе «Союз – Аполлон». Какая нештатная ситуация произошла с ним  и почему?

12. Сколько космонавтов надо высадить на Луну, чтобы перенести там контейнер с научным оборудованием весом 240 кг?

13. Что понадобится космонавту для занятий физическими упражнениями - гантели или эспандер?

14. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой?

15. Какая идея была заимствована из авиации для быстрого торможения тяжелых грузовых кораблей?

 Решение изобретательских задач

Это направление - для старшеклассников (9-11 классы).

Предлагается решить 7 изобретательских задач:

1. Представьте себе, что космический корабль опустился в долину с очень неровной поверхностью: всюду холмы, ямы и камни. Космонавты быстро снарядили вездеход – колесный, с большими надувными шинами. Но на первом же крутом склоне вездеход опрокинулся набок. А как вы думаете, чтобы предложил изобретатель для решения этой проблемы? Предложите свои варианты решений. Учтите, у космонавтов не было возможности переделывать вездеход.

2. Представьте себе, что космонавт решил сварить кофе. Как это сделать в невесомости?

Учтите сделать это вы должны просто и безопасно, а также, чтобы кофе сохранил свой вкус.

3. Как и чем вести записи в космосе? Назовите идею космической ручки.

4.  В одном фантастическом рассказе описана удивительная планета. Все на ней, как на Земле: такая же атмосфера, такие же растения и животные. Но насекомые и птицы летают со сверхзвуковой скоростью. Не будем уточнять, как им это удается. Суть дела в другом. Вы наверное, знаете, что столкновение самолетов с птицами иногда приводит к авариям. А тут воздух наполнен живыми «пулями» и «снарядами». Высадили двух космонавтов и едва удалось их спасти. Даже бронированный вездеход был быстро разрушен сверхзвуковыми «мухами». Представьте себя участником экспедиции к такой планете. Предложите, как обезопасить себя и экипаж.

5. Предложите конструкцию велосипеда только не для земных, а для космических условий. Нужно какое-то устройство, которое позволяло бы космонавту за счет мускульной силы передвигаться между близко расположенными кораблями. Ракетный двигатель не подходит по  условиям задачи. А винты, колеса, машущие крылья в пустоте не работают. Как быть?

6. Необходимо вывести на орбиту крупногабаритный объект, размеры которого не позволяют использовать ни один существующий носитель. При этом, как  правило, создавать специальный носитель нерационально. Предложите свой вариант решения задачи.

7. Ракета должна была стартовать с  Луны, и вдруг возникло осложнение. У  выключателя зажигания отломался рычажок (случайно повредили ранцем, когда возвращались в тесную кабину), и запустить двигатель оказалось невозможно. Доложили на Землю. В Центре управлением полетом стали думать, можно ли включить двигатель, не пользуясь ключом зажигания. Предложите выход из создавшейся ситуации.


Критерии оценки:

- оригинальность идеи, нестандартный подход к решению;

- рациональность решения.

Можно предложить несколько вариантов решения задачи.


При решении изобретательских задач Центр детского (юношеского) технического творчества рекомендует старшеклассникам познакомиться с ТРИЗ - теорией решения изобретательских задач:

http://cdutt-str.ucoz.ru/izobretenie.pdf

http://cdutt-str.ucoz.ru/priemy_triz.doc

Работы нужно сдать в Центр детского (юношеского) технического творчества (ул. Коммунистическая 12) до 16 апреля 2011 года, с 9.00 до 18.00. Телефон - 24-75-18.

Победители конкурса по всем направлениям будут награждены грамотами Отдела образования. Каждый участник получит сертификат. 

Итоги конкурса будут подведены на праздничном мероприятии 20 апреля 2011 года.

Рекомендуемая литература:

  1. Белоцерковский С.М. Диплом Гагарина. – М., 1986

    Белоцерковский С.М. Гибель Гагарина. – М., 1992

    Гагарин Ю.А. Вижу Землю… - М., 1976

    Гагарин Ю.А. Дорога в космос. – М., 1981

    Гагарин Ю.А., Лебедев В.И. Психология и космос. – М., 1976

    Гольдовский Д.Ю., Назаров Г.А. Первые полеты в космос. – М., 1986

    Голованов Я.К. Дорога на космодром. – М., 1983

    Дихтярь А. Прежде чем прозвучало «Поехали». – М., 1987

    Звездный путь./Сост. Герасимова М.И., Иванов А.Г. – М., 1986

     Иванов А. Впервые. – М., 1982

    Лебедев Л., Лукьянов Б., Романов А. Сыны голубой планеты. – М., 1973

     Лесков С. Как мы слетали на Луну. – М., 1991

     Митрошенков В.А. Земля под небом. – М., 1981

     Первый космонавт планеты Земля./ Сост. Митрошенков В.А., Цымбал Н.А. – М., 1981

     Рудный А., Юдин Р. …А сердце летит с тобой. – М., 1986

     Рябчиков Е.И. Звездный путь. -  М., 1986

     Степанов В.А. Юрий Гагарин. – М., 1987

     Урсул А., Школенко Ю. Человек и космос. – М., 1976

     Хачатурьянц Л.С., Хрунов Е.В. Побеждая невесомость. – М., 1976

     Эстафета космических подвигов. Сборник. – М., 1981

    Литература по изобретательству:

    Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М., 1986

    Альтшуллер Г. Алгоритм изобретения. – М., 1969

    Джоунс Д. Изобретения Дедала. – М., 1985

    Речицкий В.И. Профессия – изобретатель. – М., 1988

    Тринг М., Лейтуэйт Э. Как изобретать? – М., 1980.

     Указанная литература имеется в технической библиотеке - филиал № 2 МБУ "ЦБС" . Адрес: ул. Коммунистическая, 2, тел. 24-32-69 
     

Электронные ресурсы:

http://www.altshuller.ru/triz/

http://ru.wikibooks.org/wiki/Основы_ТРИЗ

http://www.trizland.ru/index.php


Приглашаем всех принять участие в конкурсе!


Просмотров: 7677 | Добавил: Larisa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск о сайту

Чатимся

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Адрес: ул.Коммунистическая дом 12. Телефон: 24-75-18